В зону обслуживания Приволжского РУБОП входило шесть областей – Саратовская, Самарская, Волгоградская. Астраханская, Пензенская и Ульяновская. Особенностью вышеназванных областей являлось значительная концентрация крупных промышленных предприятий различного отраслевого назначения такие как Ульяновский авиазавод (Ульяновский авиационный комплекс), Ульяновский АвтоВаз, Тольяттинский АвтоВаз, Саратовский Авиазавод, десятки промышленных предприятий сферы ВПК, предприятий рыбного и икорного бизнеса и.т.д.
1993-1995
Владимир Иванович Еремкин, полковник милиции
Родился 24 сентября 1947 года в г. Плавск Тульской области.
По окончании восьмилетней школы в 1963 году пошел работать. В 1966 году окончил Плавскую среднюю школу рабочей молодежи.
С 1966 по 1968 годы проходил срочную службу в рядах Вооруженных Сил СССР.
В 1969 году поступил в Калининградскую специальную среднюю школу милиции МВД СССР.
Проходил службу на должностях:
30.09.1971 – 15.11.1974 заместитель начальника вытрезвителя ОВД Нижнекамского горрайисполкома Татарской АССР;
15.11.1974 – 25.12.1975 инспектор БХСС ОВД Нижнекамского горрайисполкома Татарской АССР;
25.12.1975 – 13.12.1976 инспектор БХСС ОВД Вахитовского райисполкома г. Казани Татарской АССР;
13.12.1976 – 01.09.1977 старший инспектор БХСС ОВД Вахитовского райисполкома г. Казани Татарской АССР;
01.09.1977 – 01.03.1980 инспектор отдела МВД Татарской АССР;
01.03.1980 – 22.07.1982 старший инспектор линейно-отраслевого отдела управления БХСС МВД Татарской АССР;
22.07.1982 – 01.07.1984 обучение в Академии МВД СССР;
01.07.1984 – 01.10.1986 заместитель начальника 3-го отдела управления БХСС МВД Татарской АССР;
01.10.1986 – 16.02.1987 начальник 3-го отдела управления БХСС МВД Татарской АССР;
16.02.1987 – 01.01.1987 в связи с направлением в длительную командировку оставлен в кадрах МВД СССР;
01.01.1987 – 25.01.1991 заместитель начальника по режиму и оперативной работе ЛТП-8 УИД МВД Татарской АССР;
25.01.1991 – 01.03.1991 начальник отдела по борьбе с преступлениями в сферах кооперативной и финансово-кредитной деятельности управления БХСС МВД Татарской АССР;
01.03.1991 – 01.06.1991 начальник подотдела раскрытия преступлений в сфере кооперативной, внешнеэкономической и финансово-кредитной деятельности отдела борьбы с преступлениями в сфере экономики МВД Татарской АССР;
01.06.1991 – 22.05.1992 заместитель начальника оперативно-розыскного бюро при МВД Татарской АССР – начальник подотдела по борьбе с организованной преступностью в сфере экономики;
22.05.1992 – 10.01.1993 начальник регионального управления по организованной преступности – заместитель начальника оперативно-розыскного бюро при МВД РФ;
10.01.1993 – 21.09.1995 заместитель начальника Главного управления по организованной преступности МВД РФ – начальник Регионального управления по Поволжскому экономическому региону.
"Версия" (г. Саратов). 1993, январь. № 3 (116).
На вопросы редакции газеты "Версия" отвечает начальник Поволжского регионального управления по борьбе с организованной преступностью полковник милиции В.И. Еремкин.
- Владимир Иванович, что все-таки понимается под организованной преступностью и какова ее примерная структура?
- В законодательстве пока отсутствует понятие организованной преступности и это сдерживает активные наступательные действия правоохранительных органов. Практика же идет по пути определения ее признаков, к которым, на мой взгляд, следует относить устойчивость функционирования преступной группы, корыстную направленность, внутригрупповое распределение ролей и планирование преступлений. Для организованной коррумпированной группы кроме того обязательным признаком является участие в противоправных деяниях представителей государственной власти, правоохранительных и хозяйственных органов. Особенно если организованное преступление совершается в сфере экономики. Это основные признаки организованных преступных групп. Но в зависимости от характера деятельности группы могут иметь и дополнительные признаки, а именно: наличие межрегиональных преступных связей, общих денежных и материальных средств, вооруженность и т.д.
Теперь о примерной структуре. Если ее рассматривать внешне, то своим видом она напоминает пирамиду. Наиболее характерны следующие. Первая – объединяет людей, в прошлом имевших судимости. Основанием этой пирамиды служит так называемая "пехота" (исполнители, боевики). Чуть выше – "бригадиры", на самом верху – "воры в законе". Во вторую пирамиду входят "новые" люди. Как правило, они не имеют судимости, но в своей жизни довольно часто "ходили по лезвию ножа" – оборотистые мужики, спортсмены, начинавшие с рэкэта, деловые люди, обладающие незаурядными организаторскими способностями. И третья – пирамида экономическая. Ее членов можно назвать и теневиками, и цеховиками, и просто спекулянтами. Эти люди давно сколотили свой капитал и сейчас готовы приумножить его. Они так и делают, переходя со своим капиталом под крыши коммерческих структур, совместных предприятий и т.д.
Между этими тремя пирамидами устанавливается взаимодействие. С одной стороны, они вроде как-то делят власть, тем не менее между ними постоянно идет борьба. Всем им нужны деньги. Первым – для поддержки тех, кто находится в заключении, для помощи их семьям; вторым – для того, чтобы, создав капитал, перебраться в третью пирамиду. Ну а те, кто уже находится в третьей, как правило, поражены вирусом стяжательства: чем больше денег, тем лучше. А взять деньги можно только с населения.
Каждая пирамида имеет свой денежный "котел". Эти средства в производство не вкладываются, они – своеобразный страховой фонд. Отмыв любых денег, вполне понятно, идет через коммерческие структуры. Говорят, деньги не пахнут, но от них много неприятностей. Потому иногда выяснение отношений между членами пирамиды заканчивается перестрелками с трагическим исходом. Но люди из третьей пирамиды не привыкли держать в руках оружие, они работают лишь в "белых перчатках". И для разборок нанимают исполнителей из первых двух пирамид. Там же подбираются телохранители, охрана.
Таким образом происходит сращивание всех трех пирамид, рождается то, что мы называем организованной преступностью. Практически все они знают друг друга, за исключением "пехоты". Сказать, что этим и завершается строительство пирамиды, нельзя. Все их члены, исключая лишь тех, кто имел судимость, стремятся пробраться в органы государственной власти. Конечная цель – политическая власть. Зачем? Затем, чтобы пробивать те законы, которые выгодны им.
- В какие сферы политической, экономической жизни общества и государства направлены щупальцы организованной преступности?
- Думаю, что она не ограничивается только сферой политической и экономической, а будет стремиться к проникновению в область культурной и духовной жизни общества. Идеологически воздействуя, в первую очередь, на молодежь, будет привлекать ее на свою сторону. Вот тому пример. В Краснопартизанском районе в течение нескольких лет орудовала группа А. Маренцова. У главаря было четыре судимости: кража, разбой, два побега. Ядро группы состояло из пяти человек. Остальные члены – "пехота", парни в возрасте 20-25 лет, работящие, не пили, не курили, занимались спортом, создали секции бокса и борьбы. То есть психологически, физически готовили себя к трудностям. Зимой ночью в пургу совершали стокилометровые марши. На такие их действия жители окрестных сел смотрели как на действия не вполне нормальных людей. Они, конечно, заблуждались. А Маренцов не заблуждался, идеологически обрабатывая членов своей группы, показывал на в общем-то неплохую жизнь партократов и постоянно внушал своим подопечным, что они – борцы за народное счастье. Совершая кражи из магазинов, парни одновременно терроризировали местное население, открывая стрельбу по окнам домов, запугивая возможных свидетелей.
При аресте у группы изъяли несколько стволов огнестрельного оружия. К уголовной ответственности привлекли четырех человек. Предварительным следствием преступные действия А. Маренцова и его группы квалифицировались как бандитизм, т.е. состав преступления, подпадающий под ст. 77 УК РФ. Однако суд осудил за различные составляющие преступления – разбой, грабеж, кражи, а также изготовление и хранение оружия и боеприпасов.
- Если можно, то кратко о результатах работы вашего управления за 1992 год.
- Только в Саратовской области за прошедший год выявлено и раскрыто более 200 преступлений. В ходе проведенных мероприятий задержано около 60 преступников, у которых изъято свыше пяти килограммов наркотического вещества, несколько автомобилей, десятки единиц видеотехники, денег и ценностей почти на четыре миллиона рублей. В результате незаконной операции, которую пыталось провести одно из производственных объединений, государству возвращена валюта – несколько миллионов американских долларов.
Интервью взял В. Проскурин
1995-2001
Валерий Павлович Прошин, генерал-майор милиции.
Родился 22 сентября 1949 года в селе Леднево Жуковского района Брянской области. Он был восьмым ребенком в дружной многодетной семье. Мама Валентина Герасимовна занималась воспитанием детей. Отец- Павел Тимофеевич, фронтовик, дошел до Берлина. После войны работал директором сельской школы, председателем колхоза. Все, кто знал ветерана войны, отмечали главную его черту характера- твердость.
«Валерий Павлович считал отца своим примером во всем и тоже отличался твердостью характера и принципиальностью, целеустремленностью. Потом все эти качества пригодились ему в учебе и работе», - вспоминает его супруга Людмила Арсентьевна .
После окончания школы работал в совхозе трактористом. Затем его призвали в ряды Советской Армии, где прослужил 2 года в городе Ленинграде, в пограничных войсках. Вернувшись домой, начал готовиться к поступлению в вуз. Он мечтал работать в милиции, поэтому выбрал специальность в Саратовском юридическом институте. В 1970 году Прошин поступил и в 1974 году успешно закончил институт по специальности «правоведение».
По окончании института Прошина направили следователем в Козельский РОВД Калужской области. Проработав год, перевелся в Саратов.
Валерий Павлович работал на различных должностях в УВД Саратовской области. Сначала инспектор по делам несовершеннолетних, потом заместитель, начальник инспекции по делам несовершеннолетних отдела профилактической работы управления уголовного розыска УВД Саратовского облисполкома. В апреле 1983 года он возглавил отдел внутренних дел Балаковского горисполкома, второго в области по численности личного состав после Саратовского.
С1986 по 1989 год учился очно в академии МВД СССР. По окончании вернулся в Саратов. Возглавил Управление профилактической службы УВД области, через два года стал замначальника милиции общественной безопасности (МОБ). В ноябре 1995 года был назначен начальником Приволжского РУОП, заместителем начальника ГУБОП МВД РФ.
Саратовцам и жителям 6 регионов, входящих в зону ответственности РУБОПа, Валерий Павлович послал четкий сигнал: «Можете быть уверены, Управление способно защитить вас от преступных посягательств. Ни криминальные авторитеты, ни воры в законе, ни коррумпированные чиновники не являются хозяевами страны. Есть сила, способная стереть их с лица земли, действуя жестко». И люди стали доверять. «Мы должны заниматься всем тем, что мешает жить здоровому государственному организму, а если он еще и болен, действовать тем более решительно», - так он говорил.
На счету оперативников спецподразделения много раскрытых и коррупционных, и уголовных дел, ликвидированных и разобщенных ОПГ и банд, раскрытых преступлений прошлых лет. Самое громкое из них- декриминализация «АвтоВАЗ», которое оказалось полностью под контролем преступных группировок.
Валерий Павлович, будучи заместителем начальника ГУБОП МВД РФ, непосредственно участвовал в принятии решений по операции. Несмотря на давление со стороны коррумпированных чиновников и криминала, дело было доведено до конца.
( В 1998 году была создана Межведомственная оперативно-следственная бригада из лучших сотрудников Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД и Приволжского РУБОП под руководством первого заместителя начальника Приволжского РУБОП полковника милиции А.Ф. Яцкова. Основой «группы первого удара», силовой составляющей операции выступили сотрудники СОБР Приволжского РУБОП. Бригада провела одну из самых громких в истории России операций под названием «Циклон», в результате которой удалось вытеснить с территории Авто-ВАЗа действовавшие там преступные группировки, раскрыть полторы сотни экономических преступлений и вернуть государству несколько миллиардов «новых» рублей.).
Время службы Валерия Павловича совпало с обострением напряженности на Северном Кавказе. Он много раз выезжал в Чечню, где участвовал в операциях по восстановлению конституционного строя, борьбе с бандформированиями. В октябре 2000 года уже генерал-майор милиции был командирован во Владикавказ для работы в должности первого заместителя специального представителя Президента РФ по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта. Там он занимался вопросами урегулирования конфликта, обеспечением безопасности местного населения, борьбой с преступностью. Валерий Павлович был глубоко убежден, что конструктивный подход, активное взаимодействие властных структур республик могут привести к миру и стабильности на Северном Кавказе. «Дверь в его кабинет не закрывалась, он постоянно встречался с людьми, старался помочь беженцам из зоны конфликта, примирить стороны, найти компромисс. Ездил по всему Северному Кавказу, координировал действия правоохранительных органов и военных, помогал людям, защищал их от незаконных действий», - вспоминает Людмила Арсентьевна.
Боевой генерал скоропостижно скончался 22 февраля 2001 года на 52 году жизни в своем рабочем кабинете.
Валерий Павлович посмертно награжден орденом Мужества. Его имя высечено на памятнике землякам, погибшим в локальных конфликтах, установленном в парке Победы на Соколовой горе г. Саратова. Многочисленные награды, форма и личные вещи находятся в экспозиции Музея боевой и трудовой славы.
Каждый год 15 ноября в День образования подразделений по борьбе с организованной преступностью бывшие сослуживцы собираются у места его захоронения почтить память своего старшего друга, товарища.
Вспоминает полковник, первый заместитель начальника , в 2000-2001 годах и.о. начальника Приволжского РУБОП МВД РФ Владимир Николаевич Дегтярев: «Он был государственником в полном смысле этого слова. В шкале его жизненных ценностей главное место занимала служба. Он работал, не считаясь ни со временем, ни с состоянием своего здоровья. Зная о «роскошном» букете его болезней, поехал в сложную командировку на Северный Кавказ. Я пытался отговорить его от командировки, как и многие его родные и друзья. «Не могу отказаться, государство доверяет ответственное задание, и я должен оправдать доверие». Тем самым Валерий Павлович сделал выбор между жизнью и службой в пользу последней».
Вспоминает полковник, начальник службы Приволжского РУБОП МВД РФ Станислав Артемович Гаспарян: «Он был человеком очень жестким и бескомпромиссным к преступникам, но и очень отзывчим к чужой беде, настоящим другом, отцом и наставником для сослуживцев… несмотря на количество звездочек на погонах. Он говорил мне, что цифра 22 в его жизни имеет особое значение. 22-го сентября он родился, 22-го поступил на службу в органы внутренних дел, 22-го февраля 2000 года стал генерал-майором, сын родился 22 мая 1975 года. К несчастью, умер он тоже 22 февраля 2001 года».
Вспоминает полковник, начальник подразделения по борьбе с бандитизмом Приволжского РУБОП МВД РФ Юрий Антонович Гапкалов: «Он был человеком, твердо стоящим на земле, мыслил, как руководитель глобально и в то же время вникал в любую проблему, решая ее от начала до конца. Он был мобильным генералом, утром мог быть в Тольятти, вечером в Астрахани. Не поддавался на давление ни со стороны преступного мира, ни со стороны так называемого административного ресурса. Во время проведения операции в Тольятти по освобождению предприятия «АвтоВАЗ» из-под контроля криминальных группировок был тверд и несгибаем. Оперативники были за ним как за каменной стеной. Всю ответственность брал на себя, говорил: «Мы должны навести порядок!»
Вспоминает подполковник, начальник СОБР Приволжского РУБОП МВД РФ Сергей Авезниязов: «В конце 1994 года находились вместе с ним в командировке в Дагестане. Валерий Павлович возглавлял сводный отряд милиции Саратовской области. Я был у него заместителем по личному составу. Меня поразила его способность оперативно учиться военному делу. Он сумел организовать грамотные действия комендатуры на территории Хасавюртовского района Дагестана. В 1996 году он пригласил меня возглавить СОБР РУБУП. Его главная отличительная черта- забота о людях, которые выполняют задания в условиях риска для жизни».
Сын Павел Прошин: «Для меня это самое удивительное в моей жизни. Знаю, он был очень требователен и строг, бескомпромиссен, всегда завышал требования к тем, с кем вместе работал. Он бывал жестким к подчиненным. Но посмотрите, какое искреннее уважение сослуживцев! Какая добрая о нем память!»
2000-2001
Дегтярев Владимир Николаевич, полковник милиции.
Родился 13 ноября 1952 г. в селе Паревка Инжавинского р-на Тамбовской области в крестьянской семье. В 1970 году окончил Паревскую среднюю школу.
В 1970 году поступил и в 1975г. окончил Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (исторический факультет), получив квалификацию историк, преподаватель истории и обществоведения.
В 2000 году поступил и в 2005г. окончил заочный факультет Российской академии государственной службы при Президенте РФ, получив квалификацию менеджер.
В период с 1975 по 2002 год проходил службу в органах МВД в должностях оперативного и начальствующего состава.
Службу в Приволжском РУБОП начал в декабре 1996 года в должности начальника организационно – аналитического отдела Приволжского РУБОП МВД РФ.
В 1998 году назначен на должность заместителя начальника Приволжского РУБОП, а в 1999 году принял должность первого заместителя начальника Приволжского РУБОП МВД РФ. В период с 6 октября 2000г. по 13 ноября 2001г. исполнял обязанности начальника Приволжского РУБОП МВД РФ.
В период с 2002 по 2004 год возглавлял службу экономической безопасности предприятий нефтегазовой отрасли, расположенных на территории Саратовской области в должностях заместителя и первого заместителя генерального директора по экономической безопасности.
В период 2007 по 2010 год возглавлял службу экономической безопасности и занимал должность генерального директора предприятий строительной отрасли Саратовской области.
С 2011 года по настоящее время руководит службой экономической безопасности предприятий энергетического комплекса г. Энгельс Саратовской области в должности заместителя генерального директора по экономической безопасности.
- Как изменились результаты работы возглавляемого Вами Управления в 2001 году по сравнению с прошлым годом?
- Несмотря на реформирование системы МВД России, тяжелые кадровые потери, понесенные в последнее время, реорганизацию подразделений по борьбе с организованной преступностью, Приволжское РУБОП не только не утратило свои позиции, но и в целом улучшило результаты работы. За 5 месяцев текущего года в 1,4 раза увеличилось количество возбужденных уголовных дел по материалам сотрудников Управления, а оконченных уголовных дел - возросло в 1,5 раза. Число выявленных преступлений увеличилось в 2 раза, число выявленных преступлений, совершенных должностными лицами с использованием служебного положения увеличилось в 1,6 раза, в 2,5 раза возросло количество выявленных преступлений экономической направленности, в 9 раз преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, более чем в полтора раза преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, задержано и привлечено к уголовной ответственности 2 .вора в законе. (в городах Самара и Саратов).
- Что изымали сотрудники Управления у преступников в текущем году?
- В ходе следственно-оперативных мероприятий изъято товарно-материальных ценностей на сумму более 12,5 млн. рублей, 430 декалитров алкогольной и спиртосодержащей продукции, из незаконного оборота изъято 11 единиц огнестрельного оружия.
- Если можно, приведите примеры успешной работы Управления.
- В ходе оперативного сопровождения и расследования уголовного дела, возбужденного по материалам РУБОП МВД РФ в отношении участников организованной группы (лидер гражданин А.) по фактам мошеннических действий и хищения денежных средств у предприятий различных форм собственности областей региона, в т.ч. и Саратовской области, на сумму свыше 200 млн. руб. доказано 14 эпизодов преступной деятельности. Возмещен ущерб на сумму 12 млн. рублей. Фигуранты арестованы. Сотрудниками Управления совместно с прокуратурой области установлены 17 участников банды, арестованы 8 ее членов, доказана причастность организованной группы к убийству 11 человек, в том числе четырех двойных убийств. Установлено, что участниками бандгруппы, действовавшей на протяжении 7 лет, с 1994 по 2000 гг., в Энгельсе совершены убийства и покушения на убийства более 20 человек, а также свыше 50 тяжких преступлений (грабежей, разбойных нападений, краж автотранспорта) с использованием огнестрельного оружия, в том числе автоматического. В ходе совместной работы Приволжским РУБОП, УБОП МВД РФ по Волгоградской области, УФСБ по Волгоградской области по террористическому акту, совершенному в мае 2000 года в г. Волгограде, совместно с Волго-Вятским РУБОП была пресечена деятельность двух организованных групп (ОГ), задержаны и арестованы 45 участников организованной группы, которыми совершено 11 преступлений, в том числе 2 убийства и 6 разбойных нападений, а также велась подготовка к совершению ряда терактов в гг. Москве, Волгограде, Волжском и Нижнем Новгороде. У преступников изъято более 6 кг взрывчатых веществ, гранаты и артиллерийские снаряды, огнестрельное оружие, большое количество боеприпасов, наркотики. Двоим лидерам организованной группы предъявлено обвинение по ст. 209 УК РФ. Всего к уголовной ответственности по различным статьям УК РФ привлечено 14 участников ОГ.
- Кроме регионального управления (Приволжского РУБОП), в шести регионах - Саратовской, Пензенской, Ульяновской, Волгоградской, Астраханской, Самарской областях успешно работают управления по борьбе с организованной преступностью - УБОПы МВД РФ. Какие у них результаты работы?
- За 5 месяцев 2001 года Приволжским РУБОП и УБОП региона выявлено 1130 преступлений, возбуждено 568 уголовных дел, окончено производством 427, в том числе с квалифицирующим признаком .совершено организованной группой и преступным сообществом (ОГ и ПС). - 181. Всего раскрыто 970 преступлений, в том числе 399 преступлений, совершенных в составе ОГ и ПС. Возросло количество раскрытых преступлений, совершенных в составе организованных групп и преступных сообществ: возбуждено 3 уголовных дела за организацию преступного сообщества, бандитизм - 11, преступлений, совершенных должностными лицами с использованием служебного положения - 7 , взяточничества - 7 , незаконного оборота оружия - 41. У преступников изъято: 147 единиц оружия, в т.ч. 135 - огнестрельного, 11 кг взрывчатых веществ, 4094 ед. гранат и боеприпасов, 8 взрывных устройств, наркотических и психотропных средств 6,943 кг, материальных ценностей и имущества на сумму 9320 тыс. рублей, 4676 декалитров алкогольной и спиртосодержащей продукции. Установленная сумма материального ущерба составила свыше 223 млн. рублей, предотвращен материальный ущерб на сумму 39 млн. рублей.
Беседовал Олег Винс
Источник
Разговоров о грядущей реорганизации системы МВД, которая в основном коснется территориальных управлений этого ведомства-управления внутренних дел, до последнего времени больше зависевших от губернаторов, нежели от федерального центра, сейчас очень много. Свое мнение на этот счет ы попросили высказать и.о. начальника Приволжского РУБОП МВД РФ , полковника милиции Владимира Дегтярева.
- Владимир Николаевич, прокомментируйте, пожалуйста, недавний Указ Президента Путина «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации».
-Этот Указ-очередное звено в цепочке различных мероприятий, которые Президент приводит для укрепления федеральной власти и создания в федеральных округах более гибкой системы управления федеральными ведомствами. Концептуально новым при этом является создание главных управлений МВД РФ по федеральным округам. Это позволит усилить централизованную систему управления органами внутренних дел. Добиться более полной информированности полномочных представителей Президента РФ и Президента о состоянии преступности и принимаемых на местах мерах по противодействию ей.
- Вы знаете, что Главное управление по борьбе с организованной преступностью, в том числе и его региональные подразделения, называют «внутренним врагом преобразований».
- Я думаю, что это слишком сильно сказано. Вообще-то в данном случае я могу говорить только о своем личном мнении. В целом мы поддерживаем принятие Указа. Но пока непонятно, какое место отводится в этой системе подразделениям по борьбе с организованной преступностью. Дело в том, что я абсолютно уверен, что областные УБОП, в случае их объединения с УВД не смогут также эффективно выполнять свои обязанности. До последнего времени мы, находясь в структуре министерства внутренних дел, единственные во всей системе финансировались полностью из федерального центра. Поэтому и подчинялись только федеральному центру. Именно благодаря такой независимости от представителей местной власти, территориальных управлений внутренних дел, мы могли спокойно работать независимо от местных условий, по любому чиновнику, по любой группировке. Отчитывались мы только в федеральный центр. В том случае, если подразделения по борьбе с оргпреступностью будут подчинены начальникам УВД, они растворяться в криминальной милиции УВД. Будут работать в режиме уголовного розыска. В режиме управления по борьбе с экономическими преступлениями. Будут помогать начальнику УВД обеспечивать высокий процент раскрываемости преступлений. О борьбе с организованной преступностью по большому счету тогда можно будет забыть. Потому что в нашей работе, в отличие от УВД, мы не можем руководствоваться таким критерием, как «процент раскрываемости». Это сотрудники отдела исполнения административных нарушений по рынку пройдут, у десятерых торговцев нарушения найдут- пожалуйста, в отчете у них десять выявленных преступлений. Мы же иногда с одной преступной группировкой, на счету которой десятки преступлений, занимаемся не один год. Самый свежий пример- бандгруппа, действовавшая на протяжении 7 лет- с 1994 по 2000 годы – в основном в Энгельсе и Саратове, на счету которой убийства и покушения на убийства более 20 человек, а также свыше 50 тяжких преступлений: грабежей, разбойных нападений, краж автотранспорта. О борьбе с коррупцией в верхних эшелонах власти в том случае, если УБОПЫ будут подчинены начальнику УВД, тоже говорить не приходится. Потому что начальник УВД, который финансируется из областного бюджета, никогда не поднимет руку на мало-мальски высокопоставленного чиновника. Я, например, знаю о негативном отношении руководства УВД к тому, что УБОП вместе с областной прокуратурой задержали главного врача областного Центра санитарно-эпидемиологического надзора Александра Добло.
- За последнее время это ведь не первая попытка реорганизовать ваше ведомство.
-Реорганизация этих подразделений идет непрерывно уже второй год. Я сейчас не могу сказать, насколько была в итоге действенна система комитетов федеральной криминальной милиции. Дело это было совершенно новое, связанное с большими финансовыми затратами, которых государство по сути дела не имеет. Хотя сама по себе идея была интересной. Я понимаю, что возврата к комитетам уже нет. Нынешняя неопределенность отражается и на кадровом составе подразделений по борьбе с организованной преступностью. Мы находимся в тяжелой кадровой ситуации, когда сотрудники уходят в другие структуры и нет возможности в такой обстановке принимать на слкжбу других. Вообще-то, конечно, месячного срока для приведения всех нормативных актов Президента РФ в соответствии с Указом явно недостаточно. В бюджете на 2001 год не предусмотрены расходы на создание главных управлений по федеральным округам. Не избежать некоторого сокращения численности сотрудников МВД, финансируемых из федерального бюджета. Правда. Указ разрешил Министерству МВД сохранять сотрудникам ОВД, назначенным в результате сокращения на должность с меньшим окладом, оклады по ранее занимаемым должностям на весь период службы в новой должности до возникновения права на получение денежного содержания большего размера.
- Владимир Николаевич, пытается ли руководство Головного управления по борьбе с оргпресупностью, руководители региональных управлений- Вы и ваши коллеги- добиться понимания в министерстве внутренних дел, у президента?
-Конечно, пытаемся. И, насколько я могу судить, на нашей стороне поддержка Главных федеральных инспекторов и надеюсь, что и полномочных представителей президента. Нельзя отдавать на откуп начальникам УВД наши подразделения. В структуре УВД остается служба криминальной милиции. Но именно криминальная милиция субъекта Федерации, без подразделений по борьбе с организованной преступностью, которые должны быть самостоятельными управлениями, подчиненными непосредственно Министерству внутренних дел и окружным главкам.
Вопросы задавала Надежда Глухова